Урок » ВОДА — РАСТВОРИТЕЛЬ. РАСТВОРИМЫЕ И НЕРАСТВОРИМЫЕ ВЕЩЕСТВА В ПРИРОДЕ»
Ожидаемые результаты : учащиеся называют свойства воды; приводят примеры растворимых и нерастворимых веществ; описывают результаты собственных наблюдений и опытов.
Базовые понятия и термины : вода, растворитель, растворы, растворимые и нерастворимые вещества.
Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами, одна природа делает великое даром. (А. Герцен)
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
Учитель предлагает учащимся определить цель урока и задачи, которые они должны решить на уроке
4. Взаимопроверка (работа в парах). Учащиеся обмениваются заданиями и проверяют их.
5. Проблемная ситуация. Обсуждение сказки.
Два осла шли одной дорогой, каждый нес свою поклажу. Одного было гружён солью, а другой — ватой. Первый ослик шел очень-очень медленно, едва переплетая ноги — такой тяжелой была его ноша. Другой осел был очень веселый, шел легко и радуясь.
Учитель подводит учащихся к пониманию того, что соль растворилась в воде и часть ее просто вымылась. То есть соль является растворимым веществом. А вата, наоборот, вобрала в себя воду, поэтому стала тяжелее. Итак, вата есть нерастворима.
Растворимые и нерастворимые вещества могут приносить как пользу, так и быть вредными. Поэтому, чем больше мы знаем о растворимые вещества, тем легче нам будет в жизни.
1. Ознакомление по плану объяснения нового материала.
Известно, что вода имеет много свойств. Одной из них является то, что вода является растворителем.
Растворители — химические соединения или смеси, способные растворять различные вещества, то есть образовывать с ними однородные смеси, состоящие из двух или большего числа компонентов.
.
Существует много органических растворителей: нефтяные, спирты, простые и сложные эфиры и тому подобное. Органические растворители очень широко применяют, когда изготавливают пластмассы, лаки, краски, синтетические волокна, смол, клеев в резиновой промышленности. Их также применяют с другой целью, например, для химической чистки одежды.
Вода образует однородные смеси со многими твердыми, жидкими, газообразными веществами. Такие смеси называются растворами. Воду называют растворителем, а другое вещество раствора — растворимым веществом. Вспомним сказку, которую вы услышали в начале урока и проведем опыт.
Опыт 1. В стакан с водой бросаем ложку соли . Размешиваем ее и наблюдаем. Сначала кристаллики соли становятся более мелкими, а затем и вовсе исчезают. И исчезли они на самом деле? Попробуйте воду на вкус. Какая она? (Соленая.) Следовательно, соль не исчезла, она стала невидимой, растворилась в воде.
Опыт 2. Пропустим раствор воды и соли через фильтр. Что произошло с водой? Попробуйте, какая она на вкус? (Соленая.) Осталась ли соль на фильтре? (Нет.) Следовательно, фильтр не смог отделить частички соли от молекул воды.
Понятие о растворах. Растворимость веществ — АЛХИМИК
Состав и строение воды
Как вы уже знаете, молекула воды состоит из трех атомов — двух атомов водорода и одного атома кислорода (рис. 105). Относительная молекулярная масса воды равна:
Вода — это вещество с молекулярным строением. В твердом (рис. 106) и жидком агрегатных состояниях молекулы воды прочно связаны друг с другом. Этим во многом объясняется целый ряд удивительных физических свойств воды.
Вода растворитель. Работа воды в природе. биология, уроки
- Вода не имеет вкуса, цвета (в тонком слое) и запаха, кипит при 100 °С, а переходит в твердое состояние при 0 °С.
- Плотность твердой воды меньше, чем жидкой.
- Раствор — это однородная смесь двух и более веществ.
- Вода является универсальным растворителем — она хорошо растворяет многие твердые, жидкие и газообразные вещества.
Физические свойства воды
При комнатных условиях вода представляет собой жидкость без вкуса и запаха. В тонком слое вода не имеет цвета. Однако при толщине более 2 м она имеет голубой цвет. Совершенно чистая вода очень плохо проводит электрический ток.
На заметку: По тому, как проводит электрический ток вода, можно судить о ее чистоте — чем ниже электропроводность, тем чище вода.
У воды высокая теплоемкость, поэтому она медленно нагревается, но и медленно остывает. Это позволяет морям и океанам накапливать тепло летом (и днем) и высвобождать его зимой (и ночью), что предотвращает резкие колебания температуры воздуха на нашей планете в течение года (и суток). Моря и океаны служат своеобразными аккумуляторами тепла на нашей планете.
Вода растворитель. Работа воды в природе.
Оборудование: химические реактивы для выполнения опытов; стаканы с дистиллированной, минеральной газированной, водопроводной, морской, «живой» (щелочной), «мертвой» (кислотной) водой, глобус, плакат с изображением загрязненного водоема; схема «Круговорот воды в природе».
Учебник: Природоведение. В.М. Пакулова, Н.В.Иванова, с.92 – 96
Приемы: мозговая атака, таблица «ЗХУ», кластер, инсерт, синквейн.
Учитель предлагает детям записать в первой колонке то, что им известно о воде.
Затем дети обсуждают написанное в группах. Каждая группа представляет свои записи.
Учитель составляет аналогичную таблицу на доске, заполняя ее ответами детей.
3. Учитель предлагает детям записать во второй колонке возникшие у них вопросы,
спрашивает, где они могут найти ответы на свои вопросы.
При охлаждении сжимается, а при температуре + 4С расширяется
Увеличивает свой объем при переходе из жидкого состояния в твердое.
4. Учитель предлагает поработать с учебником (с. 92- 93). Дети (каждый самостоятельно) читают текст, делая на полях текста пометки:
Учитель показывает опыт с водой как растворителя. Растворение в воде сахара (раствор), глины (взвесь), растительного масла (суспензия). А еще интересный опыт. Алюминий и йод
в сухом виде между собой не взаимодействуют. Когда на смесь попадает вода, сначала появляется дым, а потом разгорается пламя с клубами фиолетового дыма (возгонка йода).
Вода здесь играет роль катализатора, вещества, ускоряющего химическую реакцию.
5.Учащимся предлагается заполнить в таблице третью колонку. После этого они обмениваются своими записями в группе. Учитель просит своих учеников озвучить свои записи.
6.Учащиеся смотрят учебный фильм о работе воды в природе, продолжают делать записи в таблице:
После заполнения таблицы ученики делятся своими записями в группе и классе.
7. Выясняется, что остались вопросы, на которые ученики не нашли ответов.
Как быть? Дети говорят, что есть другие источники информации: энциклопедии, словари,
8. Учитель предлагает детям систематизировать новую информацию о воде в виде
кластера, работая в группах. Один ученик от группы представляет коллективную работу.
В качестве домашнего задания ученикам предлагается составить кластер на тему
«В чем содержится вода» и найти ответы на интересные для них вопросы.
Организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например, человеку в сутки требуется более двух литров воды (часть он выпивает, а часть содержится в пище).
Для многих организмов вода – природный дом. Приведи примеры таких организмов. Какие из них живут в соленой воде, а какие в пресной?