Первая железная дорога
Как известно, началось все с запуска первой железной дороги Петербург – Царское Село в 1837 году. Тогда своей промышленности, работающей на железные дроги не было вовсе и покупали все, включая рельсы и шпалы, а тем более вагоны, за границей.
В первых вагонах, делившихся аж на четыре класса, туалет вообще не был предусмотрен. Ну, оно и понятно – вся поездка занимала не более 35 минут, ведь расстояние от пункта А до пункта Б было всего 27 километров.
В 1843 году началось строительство железной дороги между Москвой и Петербургом. К тому времени на Царскосельской железной дороге насчитывалось 57 пассажирских вагонов. Но для эксплуатации такой магистрали как Москва-Петербург требовалось гораздо больше.
Первые отечественные вагоны стали делать с 1846 года, а туалетами их оборудовать только с 1863 года.

Типы вагонов и классы обслуживания в поездах РЖД Классы обслуживания в поездах РЖД | Типы вагонов и расшифровка классов обслуживания РЖД
Императорский поезд
Особо можно выделить Императорский поезд. Он был создан специально для императора, членов его семьи и свиты. Сам император с императрицей занимали вагон, называемый Опочивальней. В этом вагоне было два кабинета, ванная комната, две уборные и котельная.
Также в составе имелся Детский вагон, Великосветский, Свитский и служебный вагоны, вагон-мастерская, багажный вагон и вагон для второго класса. Все вагоны уже тогда были оборудованы уборными, за исключением вагона Кухни.
Интерьер в вагоне Их Величества был действительно царский, стены были обиты бархатом или кожей, в уборной установлены серебряные умывальники. И хотя ватерклозеты уже были предусмотрены, в перечне предметов для поезда по традиции числились «белые с позолотой ночные фарфоровые сосуды».
Ватерклозеты работали в общем как наши классические унитазы, принцип их работы не менялся на протяжении практически 130 лет.
После падения монархии и установления Советской власти в стране было не до развития вагоностроения, поэтому революционных прорывов в этой области не было.
Развивался в основном парк грузовых вагонов, в конструктивных частях сцепки и кузова.
В последние 10-15 лет в этой сфере виден значительный прогресс. В России внедряются различные виды туалетов, в том числе вакуумные и биотуалеты. Данное внедрение что ни на есть комплексное, ведь помимо установки нового унитаза в вагон, потребовалось оснастить вагоны накопительными баками, а станции оборудовать системами откачки накопившихся отходов.
Сейчас в России часто используются вакуумные унитазы в поездах.
Современный российский туалет в поезде далек от того, что мы видели 20-30 лет назад, но еще не вышли из эксплуатации и те «старички», лишний раз с которыми связываться не хочется.
Вот так, например, выглядят санузлы в современных вагонах класса ЛЮКС
А это туалет в современном отечественном двухэтажном вагоне
Если оглянуться вокруг и посмотреть на туалеты в поездах всего мира, то можно сделать предположения и прогнозы о том, как будет дальше развиваться отечественное вагоностроение в этой сфере.
Начнем с ближайших соседей — с Европы. В Европе народ к комфорту привык, но при этом умеет экономить, а главное – совсем другие расстояния путешествий, поэтому особых новшеств в оборудовании и концепции их туалетов не предвидится, хотя скандинавские страны и задавали тренд развития последние несколько лет. Смотри на фото выше.
Азия. Страна контрастов. Сегодня там можно встретить поезда, где санитарно-технические блага ограничиваются полуметровой дырой в полу в конце вагона. И, с другой стороны – Япония. Японцы вообще славятся своими изобретениями в этой сфере. Вот короткое видео, которое в комментариях не нуждается.
Если обобщить мировой опыт и попытаться представить туалет в российском поезде ближайшего будущего, то он будет обладать такими характеристиками.
- Само помещение будет в 1.5-2 раза больше, чем есть в данное время.
- Унитаз конструктивно будет сочетать в себе вакуумный и биотуалет.
- В поездах дальнего следования будет иметься душ, в независимости от класса вагона.
- Туалет будет оборудован поручнями и другими приспособлениями для малоподвижных групп населения.
- Будет оборудован пеленальными столиками, горшками, микроволновками.
- Должен быть достаточно автоматизирован для санузла общественного места, то есть будет происходит автоматическая смена салфеток на унитазе, смесители оборудованы сенсорами, установлены сушилки для рук и т.п.
- И это все не обязательно должно быть в одном помещении, стоит пожертвовать двумя-тремя местами, ради повышения комфорта пассажиров.
VIP — класс
Еще называют «Люкс» — «мягкий вагон». Здесь от 4 до 6 купе. Купе одно и двухместные. В двухместном купе, нижнее место – мягкий диванчик, если его раздвинуть, то его ширина составит 120 см. Ширина верхнего места – 90 см.
«Люкс» — это высокий уровень комфорта. Для пассажиров предусмотрено:
Понятно, что такой тип вагонов самый дорогостоящий, но и условия для путешественников созданы максимально комфортные.
В поезде «Сапсан» (1 класс) также всё создано для комфортной поездки. Даже если у вас билет в экономе, условия созданы отличные для путешествия! Например, доступен Wi-fi, множество розеток, можно заказать еду. А если билет на «Сапсан» в бизнесе, то гарантированы следующие услуги:
- Бесплатный доступ в интернет.
- Розетка у каждого сидения.
- Вода, соки, газировка и алкогольные напитки.
- Горячее питание.
- Набор для путешественника.
- Для пассажиров с маленькими детками – специальные детские комплекты.
- Свежая пресса.
Поезд «Стриж» может похвастаться повышенным уровнем комфортности. Что ждёт путешественника? Ведь, стоимость билета на этот поезд не каждому по карману.
- Удобное место.
- Система кондиционирования.
- Современный биотуалет.
- Душ и умывальник.
- Достаточно розеток.
- Сейф.
- Набор путешественника.
- Напитки и горячее питание.
- Постельное бельё отличного качества.
- Свежая пресса.

Поезд 451ГА ИЖЕВСК — АДЛЕР — «Как я купила билет в обычный плацкартный вагон, а ехала с кондиционером и биотуалетом, к тому же в купе с розеткой для зарядки телефона! » | отзывы
Отличие услуг в фирменных поездах от обычных
Основные отличия фирменных поездов заключаются в следующем:
- Удобный график курсирования.
- Вагоны современные, им не более 12 лет.
- Оборудованы системой кондиционирования.
- Туалеты оснащены жидким мылом, туалетной бумагой, одноразовыми сидениями для унитаза, бумажными полотенцами, освежителями воздуха.
- Проводники – профессионалы своего дела. Их обучают по специальной методике.
- В вагоне – ресторане меню из различного ассортимента блюд. Но, есть возможность заказать доставку любого блюда из меню к себе в купе.
- Спальные принадлежности и постельное бельё улучшенного качества.
- Набор санитарно-гигиенических средств. Косметические средства хорошего качества, зубная паста, щётка, одноразовые тапочки.
- До посадки осуществляется застил постельного белья.
- Доступ в интернет.
- Реализация прессы, кондитерских изделий, сувениров и других товаров в дорогу.
Стоит отметить, что сейчас в поездах РЖД в конструкции вагонов реализованы технические решения, которые гарантируют безопасность поездки.
Contents
- 1 Первая железная дорога
- 2 Типы вагонов и классы обслуживания в поездах РЖД Классы обслуживания в поездах РЖД | Типы вагонов и расшифровка классов обслуживания РЖД
- 3 Императорский поезд
- 4 VIP — класс
- 5 Поезд 451ГА ИЖЕВСК — АДЛЕР — «Как я купила билет в обычный плацкартный вагон, а ехала с кондиционером и биотуалетом, к тому же в купе с розеткой для зарядки телефона! » | отзывы
- 6 Отличие услуг в фирменных поездах от обычных