Является ли взимание платы за обслуживание домофонов законным
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2006 № 491 (далее – Правила), в состав общего имущества, наряду с другими объектами, включается и внутридомовая система электроснабжения, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома.
Домофон как оборудование, находящееся в многоквартирном доме и обслуживающее более одного помещения (квартиры), полностью отвечает признакам общего имущества в многоквартирном доме, указанным в части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, в подпункте «д» пункта 2 и пункте 7 Правил.
Для решения вопроса включения домофонной системы в состав общего имущества собственников помещений в доме подлежит установлению факт передачи этого оборудования управляющей организации, товариществу собственников жилья в составе общего имущества многоквартирного дома в порядке, установленном жилищным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, в случае включения домофонной системы в проект многоквартирного дома она является общим имуществом собственников помещений в доме и собственники обязаны нести расходы по ее содержанию и ремонту.
При отсутствии домофонной системы в проекте многоквартирного дома и установке ее после введения дома в эксплуатацию, она должна быть передана организацией ее установившей собственникам помещений в доме для дальнейшего решения вопроса о ее обслуживании и ремонте.
Таким образом, расходы по содержанию оборудования и расходных материалов, входящих в аудио-домофонную систему ограничения и контроля доступа могут быть включены собственниками помещений в доме в состав общего имущества, что повлечет за собой дополнительные расходы на их обслуживание, которые также должны определяться на общем собрании собственников помещений в доме.
Договор на абонентское обслуживание подъездного домофона в соответствии с главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации относится к договорам возмездного оказания услуг. Данные отношения согласно преамбуле Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» регулируются указанным законом.
Таким образом, гражданам по указанным вопросам следует обращаться в указанные контролирующие органы.
В случае заключения собственниками помещений в доме индивидуальных договоров с организацией, которая произвела установку домофонной системы на абонентское обслуживание без ее включения в состав общего имущества собственников помещений в доме они, в том числе могут быть оспорены в судебном порядке.
При этом решение вопроса о наличии правовых оснований или их отсутствии для обращения в суд в интересах граждан по указанному выше вопросу должно приниматься в каждом конкретном случаи, после проведения соответствующей проверки.
Плата за обслуживание домофона. Законно ли начисление? | ЦИТАДЕЛЬ
Законна ли плата за обслуживание необслуживаемого домофона?
В нашем доме, решением общего собрания собственников жилья, было решено установить домофон на дверь подъезда.
Требуемая сумма для его покупки и установки – около десяти тысяч рублей, была собрана с жильцов.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Законность договоров на техническое обслуживание домофонных систем между обслуживающей организацией и жильцами многоквартирного дома, в том числе и согласованная цена договора, зависит от способа управления многоквартирным домом, выбранный собственниками такого дома.
Статья 36. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме
1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
(часть 1 в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ)
2. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
3. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
4. По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
(ст. 36, «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 01.04.2012))
Статья 39. Содержание общего имущества в многоквартирном доме
1. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Законна ли плата за обслуживание необслуживаемого домофона?
Как составляется заявление?
Для отказа от ДУ нужно написать соответствующее заявление. Оно должно состоять из информации об адресе и ФИО собственника, а также з просьбы отключить аппарат индивидуально. Документ нужно отправить заказным письмом в ОК.
ОК не имеет права блокировать свободный доступ собственника в его подъезд. Тем более ключ от аппарата является имуществом человека, ведь он за него заплатит. Так что он остается у собственника.
Если организация начнет требовать возвратить ключ, гражданин может игнорировать это, что является вполне правомерным действием.
К сожалению, у большинства российских граждан юридическая грамотность очень низкая, поэтому они не знают, за какие услуги они должны платить по закону, а за какие – лишь по собственному желанию.