Дворовой – покровитель со сложным характером
У наших предков была масса поверий о добрых духах, что проживали рядом с человеком. Но если о Домовом известно и в наше время, то Дворового почему-то обходят вниманием. Однако недооценивать его – значит, вовсе не разбираться в славянских покровителях человека.
Несмотря на некоторое созвучие имён, сразу хочу сказать. что не стоит путать Домового и Дворового. И если к первому относились со всем почтением, то Дворового часто винили во всех невзгодах, с которыми сталкивались хозяева.
Справедливости ради надо сказать, что и у самого Хлевника характер был далеко не “белый и пушистый”. Напротив, он нередко относились к людям агрессивно и порой специально устраивал козни, из-за чего его и считали источником многих бедствий, что могли подстерегать жителей дома и их домашних животных, скот.
Чем же было обусловлено столь негативное отношение? От себя хочу заметить, что Дворового не причисляли к отрицательным злым духам, хотя, конечно, недолюбливали. Мне кажется, подобное отношение было обусловлено особенностью восприятия людей.
Если дом в нашем понимании – территория своя, привычная и знакомая, то двор (особенно в ночное время) всё равно оставался местом загадочным. Кроме того, наши предки верили, что после захода солнца нечисть получала власть над сумеречным миром, причём опасность могла ожидать человека даже в непосредственной близости к своему дому.
Дом Славянина
Как умилостивить Хлевника?
Впрочем, Дворовой был не так уж плох. Конечно, он мог наслать мор на скотину, однако мог и подарить хозяевам щедрый урожай – всё зависело от взаимоотношений семьи и Хлевника.
Как утверждают сказания, Дворовой был в услужении Домового (есть версии, что он являлся младшим братом домашнего покровителя). Жизнь и здоровье домашних животных, скота и птицы, благополучие посевов зависели от расположения Дворового.
Но как же человек мог умилостивить столь капризного духа? Как выясняется – ничего сложного. Древние славяне верили, что заполучить расположение Дворового можно при помощи соблюдения ряда важных правил.
К примеру, нельзя было ссориться и браниться – особенно во дворе или в хлеву. Женщинам запрещалось выходить из дома с распущенными волосами, а всем членам семьи – стоять на мусорной куче.
Выбор участка для дома у славян
Во-третьих, тщательным образом подбирался участок под строительство. Не годилась земля, где ранее пролегала дорога, так как считалось, что по ней уходят деньги, здоровье и жизнь.
«Недобрым» считалось место, где находили человеческие останки, в частности, кости и где какое-либо хищное животное загрызало домашний скот.
Неблагополучной была земля, где ранее располагалась Баня, так как банщик считался существом недобрым.
Не строились на участке, который не могли поделить между собой хозяева. Считалось, что это принесет разлад в семье.
Негодным было место, которое подверглось воздействию стихий: наводнениям, пожарам, эпидемиям, молниям. Славяне верили, что сама «земля накликала» на себя гнев Богов и подобная ситуация может повториться.
Недобрым знаком считалось, когда на предполагаемом месте строительства человек получал травмы до крови, опрокидывалась повозка или что-то ломалось.
Домовой — косматый покровитель дома и семьи
Выбор места постройки дома
Кроме того, наши предки всяческим образом проверяли участок для строительства.
Самый популярный способ — через хлеб. Топили печку, готовили тесто для хлеба. Выкладывая хлеба в печь, загадывали и на новый дом.
Если хлеб выпекался пышным, то считалось, что Боги благословили выбранное под дом место, и все здесь будет ладиться. Если хлеб, наоборот, не поднимался, считалось, что не стоит ничего не затевать здесь. Хлеб у славян — символ возрождения, изобилия, начала чего-то нового, светлого, доброго.
Кроме того, существовал определенный обряд, который был связан с духами умерших предков. Будущий хозяин набирал с разных полевых угодий по одному камню, приносил их на голове под головным убором или за пазухой. Раскладывал на выбранном участке, символизируя каждым камнем угол дома.
Сам становился в центре и просил помощи у Рода, умерших предков, правильный или неправильный он сделал выбор, при этом молился. Через трое суток, если камни оставались на своих местах, это говорило о том, что строиться можно и все выйдет благополучно, будет ладиться!
Также вместо камней славяне использовали зерно. Они сыпали его не только по углам, но и «рисовали» контуры своего дома. Причем в этом обряде участвовали только представители сильного пола, женщины не допускались.
Существовал и еще один обряд, помогающий определить счастливое это место и нет. На участке оставляли деревянную вещь в форме круга. Если под утро, там скапливались муравьи. Считалось, что место это благополучное.
История создания русской избы
Крыльцо
Архитектуре крыльца владельцы избы всегда уделяли больше внимания. Она была тщательно продумана, а художественный вкус, многовековые традиции и изобретательность были главными составляющими в строительстве. Именно крыльцо соединяло избу с улицей и открывалось всем гостям и прохожим. По традиции вечерами на крыльце собиралась вся семья и соседи, где они пели песни и танцевали.
Сени
Сени — это помещение, которое строилось для того, чтобы отделить жилую зону от улицы и сохранить тепло в доме. Для разделения сеней и отапливаемой зоны строился высокий порог, который предотвращал проникновение холодного воздуха в дом. Также сени использовались для хранения необходимых вещей и продуктов питания.
Русская печь
Вокруг печи вращался весь быт русской избы. Печь использовали не только для приготовления еды и обогрева, но еще на ней спали и в ней мылись. В стенах печи устанавливали ниши для различной утвари. В традиционной русской избе печь была главным элементом дома, ее размещали в основной зоне, справа или слева от входа.
С древних времен с печью было связано много поверий. Люди верили в то, что на печке обитает домовой. Также с дома никогда не выносили мусор, как правило, его сжигали в печи, считая, что так вся энергия остается в доме и это способствует увеличению достатка в семье.
Печной угол
В те времена почти каждая женщина занималась рукоделием, поэтому самым удобным местом для уединения был именно печной угол. Сюда категорически нельзя было заходить мужчинам, даже из своей семьи, а уж тем более, большим оскорблением для всех владельцев дома считался приход за занавеску в печной угол чужого мужчины.
Мужской угол (коник)
Мужской угол всегда находился справа от входа. В этом месте стояла широкая скамья, которая с обеих сторон ограждалась деревянными досками. Доски вырезались в форме конской головы, поэтому мужской угол и получил свое второе название — коник. Под скамьёй мужчины хранили свои инструменты и другие предметы, которые необходимы для строительства и других мужских работ.
В конике мужчины ремонтировали обувь и кухонную утварь, а также плели корзины из лозы. На скамью в мужском углу могли присаживаться все гости, которые ненадолго приходили к хозяевам. А самое главное — здесь мужчина спал и отдыхал.
Отношение славян к дому | Образовательная социальная сеть
Contents