Конспект комплексного занятия по познавательному развитию «Как строили дом на Руси» (старший дошкольный возраст)
Цель: формирование представлений о строении избы.
Образовательные: Формировать представления о строении избы. Рассказать о том, как строили на Руси (о частях русского дома, о процессе строительства).
Развивающие : Способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка. Расширить словарь: изба, кровля, плотник, клеть, сруб, венец, матица, причелина, красное окно и т. п. ;
Историческая справка: Русское слово изба происходит от древнеславянского слова «истьба». Истьбою, истопкою называли жилой сруб, в котором топили печь, в отличие от клети, которая не отапливалась.
О русском деревянном зодчестве
Ход ОД.
Педагог знакомит детей с технологией строительства макета деревянной избы. Для этого необходимы заготовки из бумаги – брёвна, крыша дома, и основа дома – каркас из картона, писчая бумага, клей ПВА, ножницы, кисточки для клея, клеёнка для стола, тряпочные салфетки.
Конспект музыкального занятия «Древо жизни» (старший дошкольный возраст) Цель: — Формировать у детей представление о Древе Жизни, как о символе непрерывной связи поколений на земле, о смене времени года — зима,.
«Мой любимый посёлок — Понтонный!» Конспект занятия (старший дошкольный возраст) Цель: Воспитывать любовь к родному посёлку, гордость за славную историю, вызывая познавательный интерес к родному краю. Задачи: 1. Дать.
«Зимние гости». Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (старший дошкольный возраст) Тема: «Зимние гости» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности детей «Зимние гости» Задачи: Создать.
Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию «Сказочная история зимнего леса» (старший дошкольный возраст) Цель : учить детей создавать картинку зимнего лес, создавать выразительный образ снеговика; побуждать к поиску оригинальных способов рисования.
Конспект занятия по познавательному развитию «Вербное воскресенье» (старший дошкольный возраст) Цель: Воспитание чувств уважения к православным традициям своего народа. Задачи: Дать представление детям о православном празднике Вербное.
Конспект занятия по экологии «Грибы» (старший дошкольный возраст) Цель:Продолжать знакомить детей с грибами,их особенностями,внешним видом,местах где они растут. Учить отличать съедобные от ядовитых. Пополнять.
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст) Цель: закрепить знания о почве методом опытно-экспериментальной деятельности; Задачи: — формировать у детей представление о значении почвы.
Мастер-класс «Русская изба»
Для макета нам потребуется: коробка, клейкая пленка под дерево, канцелярский нож, клей ПВА и Момент, ножницы, материал, веревочка, пластилин, скотч, картон коричневого цвета, стеновые панели, краски, кисть.
Берем коробку и обрезаем ее, оставляя высокими только 2 стороны.
Вырезаем окна. Предупреждаю: кот обязателен, без него ничего не получится.
Изготавливаем бревнышки из картона коричневого цвета. Вырезаем полосу картона и делим ее вдоль на полосы 2.5;4;1.5 см. соответственно. Сгибаем по этим линиям и склеиваем узкие полосы друг с другом, оставляя другую сторону полукруглой.
Обклеиваем коробку с наружной стороны бревнышками внахлест. Красим, где проглядывает внутренняя сторона бревен, в коричневый цвет.
Печка изготавливается из стеновых панелей белого цвета. Вырезается нужная деталь и склеивается белыми полосками бумаги. Затем оформляются печурки, труба и заслонка.
Склеиваются стол, лавки, сундук, люлька из картона и обклеиваются пленкой.
Из лоскутов ткани и круп шьем кукол: маму, папу и малыша. (Более подробно это можно посмотреть в моем мастер-классе «Русская семья»)
Мастер-класс «Русская изба». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам.
Мастера мостостроения
Летописные упоминания о древнерусских мостах содержат упоминания не только о развитой технологии мощения улиц, но и строительстве мостов через реки и овраги. Плавучие и свайные мосты сооружались в древней Руси чуть-ли не с самых первых ее дней, наряду с уличными мостовыми и городскими постройками.
Некоторые мосты снабжены опорой в виде кряжей, наполненных землей и камнем. Пролеты между кряжами перекрывались бревнами. Плавучие или «живые» мосты состояли из бревен, которые связывались в плоты.
Русские плотники, в совершенстве владевшие топором, создавали сооружения прекрасного качества. Они использовали все свойства дерева, как основного строительного материала того времени, и применяли в мостостроении разнообразные деревянные конструкции.
Русский народ в XI-XIII столетиях имел уже много ценных строительных традиций. Среди них была и традиция своеобразных скоростных методов строительства.
Как делали кирпичи в старину? Самодельный деревенский кирпич руками крестьян
Мастера быстровозводимого строительства
В древние времена наиболее крупными и наиболее сложными общественными постройками были церкви. Их возведение требовало большого количества навыков и знаний. Однако, несмотря на сложность строительства церквей, летописи того времени пестрят известиями о сооружении большого количества деревянных церквей во всех уголках русской земли.
Строились церкви специальными артелями плотников. Обладая большими знаниями и строительным опытом, артели зачастую сооружали обетные церкви за 1-2 дня!
Вообще однодневное строительство на Руси, было делом обычным и не вызывало в то время какого-либо удивления. Деревянные постройки русские плотники умели возводить и более в короткие сроки. Летописи свидетельствуют, что уже в XII веке на Руси существовали определенные кадры церковных строителей.
Русские мастера проводили каменное строительство в течение одного года. Но и этот срок считался долгим. Большей частью русские каменщики начинали и заканчивали постройку в одно лето.
Выдающийся памятник расцвета владимиро-суздальского зодчества — церковь Покрова на реке Нерли была построена за один строительный сезон в 1165 году. В один летний период были построены в Московском кремле церкви Ивана Лествичника и Архангела Михаила.
С какими инструментами в старину строили деревенские дома?
- Железняк − ближайший к огню кирпич, самый крепкий и не впитывающий влагу;
- Полужелезняк − несколько краснее железняка;
- Красный − более мягкий кирпич яркого цвета, используемый для кладки стен;
- Алый − плохо обожжённый кирпич бледного цвета, использовался для кладки печей.
Contents
- 1 Конспект комплексного занятия по познавательному развитию «Как строили дом на Руси» (старший дошкольный возраст)
- 2 Мастер-класс «Русская изба»
- 2.1 Мастер-класс «Русская изба». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам.
- 2.2 Мастера мостостроения
- 2.3 Как делали кирпичи в старину? Самодельный деревенский кирпич руками крестьян
- 2.4 Мастера быстровозводимого строительства
- 2.5 С какими инструментами в старину строили деревенские дома?